21 августа 2012
Освещение улиц городов изначально было заботой управляющих структур поселений, а сама история организации уличного освещения свидетельствует о планомерных усилиях властных структур и технических специалистов по повышению его эффективности и экономичности.
Начиналось все в глубокой древности, в Китае и Месопотамии, где природный естественный газ по бамбуковым трубкам подводился в храмы и зажигался в торжественных случаях. Потом, больше двух тысяч лет назад, на площадях древних Афин ночью зажигались яркие костры из ветвей смолистых деревьев. К ним приставлялись специальные люди, следившие за огнем. Потом были Древний Рим с факелами, прикрепленными к стенам зданий, и масляными лампами, Египет, Ассирия и Вавилон… Узкие кривые улицы Гренады — столицы последнего арабского халифата в XIV веке, уже неплохо освещались фонарями с масляными плошками. Но все это было каким-то неупорядоченным и нерегулярным.
В Париже указом парламента от 1558 года было велено зажигать с 10 часов вечера до 4 часов утра горшки со смолью на углу каждой улицы. По сути, это первое упоминание о системе уличного освещения с заданным режимом работы.
Первая комплексная система городского уличного освещения была создана в XVII веке в Амстердаме, по инициативе Яна ван дер Хейдена, который в первую очередь был известен как организатор городской пожарной охраны. В 1668 году он предложил установить уличные фонари, чтобы по ночам горожане не падали в каналы (набережные большинства каналов, которыми славится этот город, не имеют перил), для борьбы с преступностью и для облегчения тушения пожаров (так как при искусственном свете было легче координировать действия пожарных). Проект Ван дер Хейдена предусматривал установку двух с половиной тысяч масляных фонарей, конструкция которых была разработана им самим.
В 1669 году Ян ван дер Хейден получил должность Директора и инспектора городского освещения (directeur en opzichter van de Stadsverlichting), к которой прилагалось ежегодное жалование в размере двух тысяч гульденов. Фонари системы Ван дер Хейдена использовались в Амстердаме до 1840 года, после чего их сменили более современные светильники. Очень скоро амстердамское новшество позаимствовали и другие города. В 1682 году город Гронинген заказал 300 фонарей конструкции Ван дер Хейдена. В том же году городское освещение системы Ван дер Хейдена было введено в Берлине.
В России уличные фонари появились при Петре I — в 1706 году в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 году. Регулярное уличное освещение было введено в 1723 году в Санкт-Петербурге, когда благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика. Подход к делу был научным. Фонари зажигали с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах», которые присылали из Академии.
Освещение северной столицы было прибыльным делом, и купцы охотно им занимались. Они получали премию за каждый горящий фонарь и поэтому число фонарей в городе стало увеличиваться. В 1770 создана первая фонарная команда из 100 чел. (рекрутов), в 1808 ее причислили к полиции. Так, к 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей, гораздо больше, чем в любой европейской столице. Более того, петербургские фонари (в проектировании которых приняли участие такие известные архитекторы, как Растрелли, Фельтен, Монферран) считались самыми красивыми в мире.
В ноябре 1730 г. последовал указ российского сената: «На Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе, по большим улицам для зимних ночей… поставить на столбах фонари стеклянные, один от другого на 10 сажен, все в одну меру линейно…». Так было выдано первое техническое задание на строительство организованного уличного освещения.
Поначалу фонари давали относительно мало света, поскольку в них использовались обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения. Газовые фонари появились в начале XIX века. Их изобретателем был англичанин Уильям Мердок. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.
В 1819 в России появились газовые фонари, а в 1835 создано Общество освещения газом С.-Петербурга. В 1849 появились спиртовые фонари.
В 1863 году в Москве было начато повсеместное устройство керосинового освещения, и уже через три года в городе зажглись 6400 керосиновых фонарей.
В конце XIX века — с изобретением электричества и электрической лампы на смену газовым фонарям пришли фонари с электрическими лампами. В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского.
В том же году начала работу электростанция на р. Мойке у Полицейского моста (фирма «Сименс и Гальске»), а 30 декабря 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. Через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. В 1886-99 для нужд освещения работало уже 4 электростанции (общество «Гелиос», завод Бельгийского общества и др.) и горело 213 подобных светильников.
В 1880 году первые электрические фонари появились и в Москве. 15 мая 1883 года, в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Для этой цели было закуплено 3500 лампочек накаливания Т.А.Эдисона.
Так началась эра освещения городов с помощью электричества.