В марте 2016 года во Франкфурте-на-Майне состоялось самое крупное и престижное событие в мире освещения, на котором представляют новейшие разработки и идеи все ведущие производители светового оборудования, светоинсталляционные и светодизайнерские компании мира. Именно здесь определяется вектор развития всей мировой светотехники на ближайшие годы, а значит, и облик наших городов, улиц, зданий и интерьеров. Какие новые источники света оправдали вложенные в научные разработки инвестиции, а какие оказались тупиковыми ветвями дерева световой эволюции? Какие проблемы удалось преодолеть, а какие еще только ждут своего решения? На все эти вопросы можно найти ответы в павильонах выставки Light+Building.
Выставка Light+Building, Франкфурт-на-Майне, 2016
Выставка Light+Building, Франкфурт-на-Майне, 2016
Выставка Light+Building, Франкфурт-на-Майне, 2016
1. Светодиоды — безусловные лидеры освещения
Традиционные источники света безвозвратно уходят в прошлое — на стендах Light+Building было практически невозможно найти светильники с галогенными и даже люминесцентными лампами. Став базовой технологией для дизайнеров и конструкторов световых приборов. сегодня светодиоды действительно наиболее востребованы и способны удовлетворить всем запросам, которые предъявляются к современному освещению: эффективность, долговечность, управляемость — и относительно низкая стоимость.
2. Цветопередача — уровень «солнце»
Солнце в данном контексте — это абсолют: когда говорят о качестве передачи цветовых оттенков, ту или иную лампу сравнивают именно с естественным освещением. Долгое время светодиоды в этом смысле вызывали нарекания, уступая «галогенкам» и лампам накаливания. Но производители, выставлявшиеся на Light+Building 2016, наглядно продемонстрировали, что этот этап уже в прошлом. Высокий спрос, масштабные инвестиции и вера в технологию LED позволили вывести светодиоды на качественно новый уровень. Расширенная палитра оттенков белого света и небывало высокий коэффициент цветопередачи CRI (97 из 100 возможных — против прежних 80-89) стали встречаться не только у дорогих LED-ламп, но и у светодиодов массового производства.
Светильники на светодиодах
Различные типы ламп
Цветовые оттенки при светодиодном освещении
Однако и это не предел возможного и желаемого, так что светодизайнерское сообщество продолжает выступать с критикой в адрес производителей, считая, что энергоэффективность светодиодов для них пока еще приоритетнее качественных параметров света.
3. Белый свет в борьбе со сном и усталостью
Объединив светодиоды различной цветовой температуры, производители разработали новые технологии использования белого света. Например, Warm Dimming делает свет источника более теплым при регулировании его яркости в меньшую сторону, имитируя диммирование галогенной лампы. Этот своего рода ностальгический эффект носит скорее декоративный характер.
Другое дело — система Tunable White (динамический белый свет), позволяющая изменять цветовую температуру светильника (оттенок белого света). Она имеет под собой глубокие научные разработки, основанные на циркадном ритме человека, то есть циклических колебаниях биологических процессов организма, связанных со сменой дня и ночи. Например, доказано, что при длительном воздействии света определенной температуры на человека в его крови понижается уровень мелатонина, уменьшая сонливость и повышая работоспособность. Впрочем, как бы заманчиво ни казалось установить дома и в офисе систему динамического белого света, не забудьте предварительно проконсультироваться с врачами. Неосторожные игры с искусственной стимуляцией биологических ритмов нашего организма могут оказать нежелательное влияние на здоровье. Тем более сейчас, когда все эти технологии находятся только в начальной стадии развития.
Диммируемые светодиодные светильники
Система динамического белого света
4. Органические OLED не оправдали надежд
К одному из громких разочарований выставки можно отнести органические светодиоды OLED. Они по-прежнему остаются в разряде экзотики. Способ удешевления изготовления OLED производители так и не нашли, а от идеи их использовать в архитектурном освещении официально отказались. Тем не менее, на некоторых стендах можно было увидеть захватывающие инсталляции из органических светодиодов — грустно напоминая, что не все технические инновации можно применить на практике.
Светильники на основе OLED — органических светодиодов
Светильники на основе OLED — органических светодиодов
Светильники на основе OLED — органических светодиодов
5. Правильное освещение для создания комфортной городской среды
С внедрением световых технологий мир увлекся идеей сделать улицы городов как можно ярче, повысить узнаваемость цветов, разнообразить стиль и варианты освещения. К сожалению, очень скоро стало понятно, что много света в вечернее время — особенно в жилых районах — не всегда хорошо. Города оказались «пересвечены», что непосредственно оказало влияние на комфорт и качество жизни горожан. Новый запрос рынка — не просто эффективное уличное освещение, но, скорее, комфортное и качественное.
Исследования о влиянии света на человеческий организм в рамках замкнутого — скажем, офисного — пространства проводились уже не раз и с разных сторон. Теперь же производители задумались о том, как связаны освещение и качество нашей жизни в контексте открытой городской среды. Примером могут служить новинки от фабрик Fagerhult и Waldmann. Признав, что на улицах города мы также нуждаемся в определенном уровне светового комфорта, они предложили уменьшить не только уровень общего освещения улиц, но и яркость самих приборов.
6. Оранжевые фонари возвращаются?
А кто-то вообще предложил вернуться к натриевым лампам — знакомому нам оранжевому свету уличных фонарей, от которого мы так стремились избавиться с появлением светодиодов. Но оказалось, что для жилых районов «оранжевое освещение» более комфортное и оказывает более благоприятное воздействие как на людей, так и на городскую фауну. Пока рано говорить об этих разработках как об уже состоявшейся тенденции, однако посмотрим, что из этого выйдет.
«Умное» уличное освещение
«Умное» уличное освещение
«Умное» уличное освещение
7. Освещение как часть системы «умный город»
Зато возник тренд онлайн-управляемых уличных фонарей. Многие производители светильников объединились в консорциумы с разработчиками систем управления освещением и вместе предлагают комплексные решения «умного города» (по аналогии с «умным домом»). Применяя к городскому освещению методы, которые раньше использовали только для интерьеров, мы берем на себя за световую среду города. Это значит, что город уже невозможно воспринимать как разрозненное собрание различных проектных решений, и будущее развитие урбанизированных пространств связано с их объединением и отношением к ним как к единой среде обитания.
8. Уличные светильники с SIM-картами и Wi-Fi
Наверное, дальше всех пошла компания Philips, заключившая на днях глобальное соглашение с телекоммуникационным холдингом Vodafonе. Соглашение предусматривает создание масштабной системы беспроводного управления уличными светодиодными светильниками Philips. Каждый такой светильник будет содержать встроенную SIM-карту Vodafone, что позволит удаленно, по беспроводной связи, управлять его работой и отслеживать отклонения от программы и механические повреждения. И хотя на данный момент в мире только 2% оборудования для уличного освещения работает на светодиодах, компания Philips видит у данного решения большой потенциал.
Помимо телефонных сетей, уличные светильники можно интегрировать и с другими инженерными системами. Например, оборудовать фонари точкой доступа Wi-Fi, счетчиком припаркованных автомобилей, камерой наблюдения или станцией подзарядки для гаджетов и даже электромобиля.
9. Коллаборации с архитекторами и дизайнерами
Стенды выставки Light+Building, как и прочих сегодняшних смотров промышленного дизайна, пестрили именами известных дизайнеров, давших идеи для новых светильников.
Для производителя это способ не просто разнообразить линейку продуктов, но привлечь внимание к бренду, увеличить его узнаваемость и, в конечном счете, добиться коммерческого успеха. Например, архитектор и дизайнер Микеле де Лукки на протяжении последних лет разрабатывает успешные модели светильников для iGuzzini. На стенде фабрики Микеле охотно общался с посетителями и был в отличном настроении — возможно, еще и потому, что на соседнем стенде конкурирующий производитель Artemide представлял новинку, разработанную им же. И только на Light+Building можно было посмотреть на уличную коллекцию Бена ван Беркеля из UNStudio, сделанную для Zumtobel, интерьерную шинную систему Винсента ван Дуйсена для FLOS, светильник от Speirs+Major для Reggiani или новинку от Рожера Нарбони для Technilum.
Шинная система, Винсент ван Дуйсен для FLOS
Светильник из уличной коллекции Бена ван Беркеля, Zumtobel
Светильники от Speirs+Major, Reggiani
Уличный фонарь Маттео Туна, Simes
10. Технический=декоративный
Еще одна тенденция, которую можно было наблюдать на выставке, — грань между техническим и декоративным освещением почти стерлась. Многие «серьезные» производители (Zumtobel, Targetti, iGuzzini), кажется впервые так целенаправленно сфокусировались на интерьерном сегменте. Известные преимущественно решениями для общественных пространств, они представили модели для жилых помещений. Если раньше понятиями энергоэффективности, точности и разнообразия оптики редко оперировали в жилых интерьерах (из-за громоздкости и «невзрачности» высокотехнологичных осветительных приборов), то теперь миниатюризация, современные формы и актуальный дизайн позволили «техническим» светильникам встать в один ряд с декоративными. Самые разнообразные формы оборудования — с лучшими характеристиками светового луча и качества света — стали доступны и, главное, удобны для применения в жилых пространствах.
11. Декоративный свет не умирает, а реинкарнирует
Предыдущий пункт вовсе не означает смерть декоративных светильников. Наоборот — наметились два пути дальнейшего развития декоративного освещения. Первый — это гипертрофированные формы и размеры, подчеркивающие декоративный статус светильника и тем самым приравнивающие его к арт-объекту или световой скульптуре. И второй — интеграция света в материалы и конструкции, отвержение самой сути осветительных приборов как отдельных элементов помещения.
«Технический» интерьерный свет от Delta Light и Estiluz
«Технический» интерьерный свет от Delta Light и Estiluz
«Технический» интерьерный свет от Delta Light и Estiluz
12. Искусственный=естественный
Есть такой светильник — CoeLux — который воспроизводит эффект солнечного света в помещении. С момента своего появления он стал сенсацией и вызвал бурные обсуждения о возможном применении и доступности такого продукта на массовом рынке.
Читая техническое описание прибора, тем не менее, сложно представить, что искусственный свет может быть настолько близок к естественному освещению. Однако на выставке, зайдя внутрь маленького стенда CoeLux, можно было мгновенно перенестись из душных и шумных павильонов под яркое летнее небо.
CoeLux — результат исследования итальянского изобретателя Паоло ди Трапани. Используя слои наноматериалов, он воспроизводит естественный эффект, передающий голубизну неба, и создает иллюзию того, что источник света находится дальше, чем есть на самом деле, — так имитируется расположение солнца за окном.
Пока что единственный действующий светильник такого рода установлен в больнице университета Хуманитас в Милане в отделении радиохирургии, где пациенты проходят лечение опухолей головного мозга. Идея в том, что искусственный солнечный свет заставит пациентов чувствовать себя лучше — как физически, так и психически — и одновременно снизит тревожное ощущение от нахождения в замкнутом пространстве без окон.
Декоративные светильники от Quasar, in-es artdesign, Lzf, Modo
Декоративные светильники от Quasar, in-es artdesign, Lzf, Modo
Декоративные светильники от Quasar, in-es artdesign, Lzf, Modo
Декоративные светильники от Quasar, in-es artdesign, Lzf, Modo
13. Архитектор≠светодизайнер
Собственно, это даже и не новость. Как мы видим, с каждым годом технологии и инструменты освещения становятся все более сложными и продвинутыми. Даже профессионалы в этих вопросах, чтобы оставаться глубоко погруженными в предмет, вынуждены постоянно совершенствоваться и изучать смежные области. Что уж говорить об архитекторах, обычно ориентированных на другие навыки и задачи!
Тем не менее, без освещения немыслим ни один архитектурный проект. А стало быть, понимание хотя бы основ светодизайна становится критически важным. Как и в архитектуре, в светодизайне качественный современный проект складывается из творческого начала, знания технологий и социальной ответственности автора. То есть необходимо изучить технические и эстетические аспекты освещения, а также влияние света на уровень комфорта среды и здоровье людей. И наконец — научиться применять все это на практике.
Такая возможность представится, в том числе, на новом годичном курсе в школе «МАРШ» под названием «Световой дизайн». Он рассчитан на людей с высшим образованием, стремящихся получить компетенции в работе с современными системами освещения. Ведущие российские специалисты расскажут, как ориентироваться в потоке информации о новых технологиях и тенденциях, как использовать и как выбирать решения, оптимально точно отвечающие требованиям конкретного проекта. Подробности здесь.
Источник статьи: http://archspeech.com/