26 октября 2011
Невозможно представить жизнь современного города без искусственного освещения, являющегося обязательным элементом его инженерно-технических инфраструктур.
Высокое качество освещения социально и экономически рентабельно. Оно может быть достигнуто лишь комплексным решением всех взаимодействующих в городском пространстве систем освещения. Установлено, что при качественном освещении сокращается количество ДТП, особенно с тяжелым исходом; увеличивается скорость движения транспорта; снижаются уличная преступность и вандализм; растут доходы от вечернего туризма; происходит оживление экономической жизни; увеличиваются отчисления в бюджет города от дополнительного товарооборота и расширения объемов и качества услуг в освещаемых и благоустроенных зонах; улучшается визуальный комфорт и психологическая атмосфера, что положительно влияет на здоровье и работоспособность жителей; повышается социальный престиж города и его властей.
Искусственный свет становится все более емким и мобильным носителем информации. Информационно-световые медиа-технологии уже активно влияют на архитектуру и на создаваемую среду и уже сегодня они должны учитываться при разработке градостроительных и средовых проектов. Таким образом, в развитых странах Запада и в России определяется новая сфера профессиональной деятельности, где архитектор должен быть компетентным творцом или сотворцом при решении освещения в дизайнерских, архитектурных и градостроительных проектах. Схема его работы с инженером-светотехником преследует главную цель- создание выразительного архитектурно-светового образа каждого освещаемого объекта и положительного эмоционального потенциала каждого участка городской среды в вечернее время. При этом важно, чтобы осветительные системы проектировались в процессе разработки архитектурно-дизайнерских и планировочных проектов, а не после их завершения, активно влияя на выбор материально-пластических форм и элементов благоустройства территории.
Традиционно считается, что световая среда города создается:
-Функциональным уличным освещением;
-Архитектурным освещением фасадов достопримечательных объектов;
-Световой рекламой;
-Освещением элементов городского ландшафта;
-Иллюминационным праздничным освещением;
-Освещением спортивных сооружений;
-Освещением промышленных объектов;
В теории и практике градостроительства наружное освещение во всех видах входит в раздел инженерного оборудования городских территорий. Это обстоятельство играет решающую роль в явной недооценке эстетики наружного освещения, его богатейших возможностей и созидательного потенциала в художественной интерпретации и гуманизации архитектурной среды, традиционно проектируемой и рассчитываемой на условия ее зрительного восприятия и оценки лишь в дневное время. Вместе с тем эффектные реализации электрического освещения архитектурных объектов в городах, на международных выставках и в природном ландшафте всегда привлекали интерес широкой общественности к новым возможностям совершенствования и новым, формируемым освещением, стандартам окружающей среды. Эти возможности, стандарты и ожидания неуклонно возрастают в связи с прогрессом в области светотехники.
В городах повышаются уровни искусственного освещения, расширяются освещаемые площади. Городская среда становится светлее и комфортнее. Изменяется и усложняется городской колорит (от монохромного тепло-белого света при лампах накаливания во всех городских зонах в первой половине XX века - к цветному освещению). Cовершенствуется масштаб городской среды. Диапазон осветительных установок расширяется. Обычные фонари начала века меняются широкой палитрой светильников. Постоянно трансформировалась архитектурная среда города в ночное время. Искусственное освещение становиться мобильным и эффективным элементом. В конце XX века широко используется стандартное наружное освещение. Проектирование искусственного городского освещения следует за развитием светотехники и эффективно формирует заказ на определенный тип продукции, который необходим для формирования эстетических качеств световой среды. Технические новинки, имеющие значительные преимущества, не получили дальнейшего использования в освещении города. Светодиоды, электролюминесцентные панели, световоды, световые проекции, светодинамическое освещение, лазерная светографика, искусственные луны и пр. долго не выходят за рамки экспериментальных или экзотических средств, которые применяются в авангардных направлениях синтетических искусств, работающих со светом (светомузыка, рок-эстрада, спектакли звук и свет и т.п.).
В начале ХХI века зодчие западных стран (Р.Мейер, Н.Фостер, Б.Тчуми, Р.Роджерс, Ф.Герри, Ж.Нувель, К.деПортзампарк, Т.Андо) применяют при проектировании специальные световые приемы. Системы искусственного освещения и их элементы становятся более важным элементом структур зданий, архитектурных ансамблей. Эти системы связаны с составляющими архитектурных объектов, с элементами решений дорожных покрытий, с планировкой и благоустройством зеленых территорий, с организацией архитектурной среды, как в транспортных так и в пешеходных зонах, а так же функциональных процессов при использовании искусственного освещения. Параллельно с существующим термином световая архитектура появляется новый термин световой урбанизм. В 1930 году Ле Корбюзье писал: "использование естественного и искусственного освещение приведет к новым выводам в области архитектуры и планировки". Сегодня в странах западной Европы выполняются и реализуются проектные работы в светопланировочном и светокомпозиционном направлении. Зодчие, работающие в области проектирования архитектурного освещения - И.Грашка, П.Гикш, М.Киттлер (Словакия), Д.Д.Гордица, (Украина), М.Н.Оболенский (Россия), Р.Нарбони, А.Гийо, П.Бидо, Я.Керсале, Ж.Берн (Франция), Р.де Алесси, Д.Д.Муни, Д.Лей (США), И.Мотоко, К.Тахара, X.Фужита (Япония), К.Уилкинс, П.Фордхэм, П.Вудруфф (Англия) используя новейшие светотехнические технологии, находят нетрадиционные подходы в освещении городского пространства и новые приемы построения светового образа объектов. Возникают вопросы о создании определенного стиля освещения. С появлением искусственного освещения меняется восприятие масштабности, восприятия окружающей городской среды. Потребность в решении вопросов формирования визуальной городской среды связана с критериями: - качество освещения экономически рентабельно ; - качество архитектуры оценивается по зрительным впечатлениям и оценкам, которые возможны при наличии источника естественного и искусственного освещения; - зрительное восприятие архитектурной формы во всех ее категориях (пространство, объем, пластика, цвет) зависит от качества освещения; - качество мобильной информации зависит от качества освещения. Начавшийся XXI век уже называют веком информационных технологий, в котором, по некоторым прогнозам, зодчество на основе компьютеризации переродится в медиа- или "мыслящую", "разумную" архитектуру. Появится новая архитектурная эстетика вместе с медиахайтеком, новыми экологическими аспектами и цифровыми формами искусства, а медиаархитектура будет мультимедийной, имеющей много измерений. В этой ситуации свет, который сегодня считают четвертым измерением архитектуры, световая информация и световые образы будут играть все более важную роль "персонификации", "очеловечивания" и "оживления" ее, давая возможность свободно использовать стремления людей к общению, самовыражению и создавая неведомый современному человеку визуальный мир, а вместе с аудио-, термо-, кинетическими и другими средствами - новую виртуальную реальность.
Если учесть, что функциональное и в значительной мере светоинформационное освещение традиционно обеспечивается инженерными службами «Горсвет», недавняя ситуация "борьбы с излишествами" и диктата примитивной инженерии, господствовавшая в отечественной архитектуре четыре десятилетия, может повториться в области искусственного освещения города. Об этом уже свидетельствуют многие реализованные примеры нетворческого, репродуктивного решения архитектурного освещения в наших городах.
Приводим пример реализованных в мире проектов светопланировочной структуры -светового мастерплана города (фотографии из космоса):
Милан
Лондон
Москва
Токио
Дубаи
(с) При написании статьи были использованы материалы интернет.